13:54 

Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании

MATTHIAS
Улыбайтесь!
Что же необходимо для того, чтобы создать подготовленную среду в домашних условиях? Прежде всего, мебель в комнате малыша должна быть легкой и соответствовать его росту. Понадобятся стол и стульчик, которые малыш сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую можно поставить материалы для работы.

Ведь малыш чувствует себя в нашем взрослом мире как лилипут в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, являются совершенно недоступными для него.

Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца - все это желательно разместить на высоте роста ребенка, но и уголок, где будут лежать маленькие губка, тряпка для вытирания пыли, веник и совок. Не бойтесь доверять ребенку домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу. Также почти в каждом доме есть растения и животные, за которыми нужно ухаживать, и ребенок вполне сможет справиться с этой задачей.Да, полный комплект материалов Монтессори занимает значительное пространство и требует внушительных материальных затрат - это под силу специализированному детскому саду или центру.

Мы же рекомендуем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют минимальных денежных вложений и приготовлений. Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые правила.

· Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, тем самым приучая ребенка к порядку.

· Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений - дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.

· Будьте терпеливы - то, что кажется легким для вас, не обязательно так же тривиально для 3-летнего ребенка.

· Нельзя забывать, что основная роль Монтессори-учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!». Потерпите, дайте возможность ребенку доделать упражнение. Ведь основным девизом методики Монтессори является фраза «Помоги мне сделать это самому!».

· Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы, продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время. Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материал на место.

· Мы вовсе не советуем превращать домашние занятия в ежедневную рутинную процедуру! Если у вас или у малыша нет настроения, лучше отложить упражнения до следующего дня. Ведь время занятий - это время единения с ребенком, и вы оба должны получать настоящее удовольствие от общения!

Пересыпание риса (от 2,5 до 5 лет)
Цели упражнения: развитие мускульной координации, умение аккуратно пересыпать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.

Вам понадобится: небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

Презентация: покажите все предметы на столе и назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д.);одной рукой возьмите кувшин за ручку, а другой - стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; теперь пусть ребенок работает сам. Когда малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому налить себе молока или сока из кувшина в стакан.

«Найди крышечку по размеру» (от 2 до 4 лет)


Цели упражнения: развитие зрительной и моторной координации.

Вам понадобится: 4-6 бутылочек или банок разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшом контейнере).

Презентация: расставьте бутылочки на столе перед ребенком; медленно снимите крышки и закрутите обратно; сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки и дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам.

Коробочка с образцами тканей (от 2,5 до 5 лет)
Цели упражнения: развитие и утончение тактильных ощущений.

Вам понадобится: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.).

Презентация: покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

«Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет)
Цели упражнения: знакомство с предметами различной формы, развитие тактильных ощущений.

Вам понадобится: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.).

Презентация: завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву «л», можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.). Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори. Важно, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!

Автор статьи: Евгения Ткачева.

Источник: Счастливый ребенок.

@темы: Игры, Статьи, Монтессори

Комментарии
2007-06-23 в 02:43 

Василиса закончила начальную школу.
Отсюда: http://maminsite.4bb.ru/viewtopic.php?id=24


Вот несколько занятий в форме игры (все довольно простые, но полезные):

“Разложим по порядку”

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

“Волшебное сито”
Скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

“Выловим из воды”
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

“Не просыпь и не пролей”
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него треднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

“Лепим колобки, колбаски и блинчики”
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

“Открой и закрой”
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

“Была лужа – и нет ее”
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

“Смети, но не просыпь!”
Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпется.

“Ну-ка, вылови”
Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

“Пересыпаем ложкой”
Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

“Готовим лекарства”
Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

“Посыпаем дорожки”
Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.

«Смешивание акварели»
Материал. Несколько пробирок в стойке (можно заменить прозрачными стаканчиками). Три баночки с основными цветами акварели: красным, синим, желтым. Пипетка. Все это на подносе. Тряпочка пли губка.
Работа с материалом. Ребенок ставит поднос с материалом перед собой. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что краска изменила свой цвет. Ребенок продолжает работу.

«Перекладывание шариков»
Материал. На подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка.
Работа с материалом. Ребенок приносит с полки материал, ставит его перед собой. Миска с водой и шариками стоит слева. Ребенок берет в правую руку ситечко и с его помощью перекладывает плавающие шарики в пустую миску. Он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что пластмассовые шарики не тонут в воде. Ребенок работает правой рукой, тренируя мелкую моторику. Если на подносе после работы остались капли воды, ребенок вытирает их губочкой. осуществляй тем самым самоконтроль над ошибками.

2007-06-23 в 03:21 

Василиса закончила начальную школу.
если оборудовать Монтессори-класс у себя дома, для своего ребёнка, работать не будет!

Просто не вызовут интерес все имеющиеся материалы.
Нужна группа 15-20 разновозрастных детей, которые будут работать с ними и привлекать внимание друг друга к своему занятию. (а я-то думала, что к этому следует стремиться, закупая игрушки, формируя среду дома) Лариса сказала, что дома лучше всего создать сенсорно-насыщенную среду, предоставить возможность для ролевых игр...

Рассказывала, как однажды М-педагоги по просьбе одной мамочки проползли всё пространство её квартиры и много чего придумали устроить на уровне до 70 см от пола: на ножки стола надели кучу резинок, кот. можно двигать относительно друг друга и на разную высоту; под крышкой стола подвесили какие-то игры, какие-то кнопки; вдоль плинтусов протянули верёвочки, по которым двигались какие-то предметы; различные сенсорные коврики положили и пр. Я намотала на ус :) и подумала, что, действительно, лучше уделить время и место, например, совместному чтению, развитию речи, музыке, танцам, рисованию, физкультуре и множеству навыков практической жизни... Может, ещё что-то, подумаю позже:)

Про развитие речи. Обсуждали комодики со множеством мелких предметов, названия которых отрабатывают какой-то звук в слове. Когда у ребёнка появляется фонематический слух, он способен услышать отдельный звук и уловить сходство. Например, в одну коробочку попадают все предметы, начинающиеся на одну и ту же букву. Или все с мягким "ль". Лариса рассказала анекдот, как одному малышу очень уж хотелось поработать с комодиком, хотя он ещё не дорос (но любовь к мелким предметам начинается очень рано, это широкий сензитивный период, и он стремился. Именно на эту любовь рассчитывают М-педагоги, собирая такой миниатюрный материал, и косвенно добиваются своей цели - научить!) Так вот, Лариса начала озвучивать названия, спрашивая у малыша: "ты слышишь? Что ты слышишь? ГаЛЬка, коЛЬцо, ЛЬягушка?.." "Да, да, слышу! Квааа-кваааа!" :) :) Мы так хохотали! :)

полная версия здесь
http://barmaleukina.livejournal.com/17046.html#cutid1

     

РАЗВИВАЕМ наших деток

главная