Василиса закончила начальную школу.
Надо ли вмешиваться и до какой степени?

Нужно ли вмешиваться взрослому в малышовский процесс созидания, направлять его? Или отпустить в самостоятельное путешествие? То есть, каково гармоничное соотношение обучения и творчества?

1. Некоторые считают, что вмешиваться нельзя. Ребенок, пока развивается, проходит в своем развитии стадии, похожие на те, что проходит человечество в целом (наскальная живопись, охотничество и собирательство, построение жилищ, создание цивилизации и вхождение в социум и т.д.). Если на ранних этапах ребенка чему-нибудь учить, он, конечно, научится, но не пройдет необходимые ступени самостоятельно, и это ему только навредит.
Другие говорят, что обучать надо. Иначе малыш не сможет стать настоящим творцом, полноценным современным человеком.
А третьи говорят, что не обучать надо, а развивать. То есть помогать расти сообразно со всеми его возрастными особенностями, проходя без потерь все стадии и ступеньки, не перескакивая, но и не задерживаясь. Я отношусь к третьей категории исследователей, поэтому буду рассуждать именно с этих позиций.

2. Если ребенка отпустить в самостоятельный путь (я имею в виду сейчас только изобразительную деятельность), то желание рисовать навсегда погибнет к 7-ми годам. Это неизбежность, проверенная многими тысячами экспериментов. Объяснения нужны, или примем на веру?

3. И остается последний, основной вопрос: каково гармоничное соотношение обучения и творчества? Как помочь, но не навредить?

Вот тут и пригодится все то, о чем я писала в предыдущие разы: ребенку надо обеспечить три главных необходимых условия. Первое - чувства: яркость эмоциональных переживаний / накопление опыта / получение новых впечатлений / игровые сюрпризы и т.д.; второе - ум: необходимые знания об искусстве / работа над развитием специальных способностей (умение располагать предметы на листе, соблюдать пропорции, уверенно пользоваться цветовыми сочетаниями и многие другие) / расширение культурного кругозора и эрудиции; третье - сенсомоторика: технические умения и навыки.
Таким образом, если малыш сам захотел изобразить полюбившийся ему образ, нашел выразительные средства для этого, подобрал по своему вкусу художественный материал и умело им воспользовался, то его работа может быть в полной мере названа творческой. Но, к сожалению, чаще всего, один из компонентов оказывается упущенным. Мы имеем либо простое упражнение и механическое повторение, либо убогий, неинтересный результат, либо вообще далекую от изобразительной замещающую деятельность.

3. В каком возрасте начинается творчество и почему оно угасает?
4. "Под творческим развитием Вы понимаете развитие творческих способностей и наученных умений и техник или все-таки развитие интереса к творчеству и развитие возможностей что-то создать самостоятельно, без неотступной поддержки гуру?"
5. "А подскажите, в каком возрасте ребенку становится важнее результат, а не "сам процесс"?"

Можно объединить вопросы 3 и 5, и получится, что мы обсуждаем возрастные особенности творчества и соотношение художественных способностей, техники и интереса / самостоятельности.

Результат ребенку становится важен тогда, когда он включается в социальные взаимоотношения. Это не простое общение, а система "дал - взял", "нуждаешься - получаешь (не получаешь)", "согласие - отказ", "хороший - плохой" и так далее. Начиная с кризиса 3-х лет уже есть все предпосылки к тому, чтобы малыш понял: его работа кому-то может быть нужна, а если так, то есть шанс от этого что-то получить взамен (эмоциональное поощрение, улыбку, контакт, и пр.). "Бескорыстие", как его понимают взрослые, пока явление сомнительное. Ребенок сейчас - исследователь границ, он примеряет на себя разные модели поведения и ищет себя в мире взаимоотношений. Кроме того, у него пока много запретов и ограничений, и ему важно понять, как освободиться. Трехлетние малыши - очень интересные дети.
Конечно, творчество должно приносить "чистую радость". Однако бывают ситуации, когда ни творчества, ни результата, ни радости не наблюдается. И тут на помощь приходит сюжетно-ролевая игра. Это давно отработанный механизм, о нем знает каждый, поэтому пока прервемся. Итак, результативность творчества зависит от того, чувствует ли ребенок свою нужность, осознает ли ценность своего творения для зрителя, понимает ли цели своей работы. Почти как у взрослых :-)

А насчет того, что понимается под развитием творческих способностей, я уже отвечала, и тут не может быть "или". Это и развитие техники (обязательно), и необходимость вызвать у детей яркий эмоциональный отклик, переживание, сочувствие, и одновременно с этим развитие специальных способностей, базирующихся на представлении об изобразительном искусстве.

взято с http://maminsite.4bb.ru/viewtopic.php?id=635

@темы: Творчество