воскресенье, 25 февраля 2007
тема, которая полностью перевернула мое представление о детском рисовании:
Разговор с Еленой Макаровой (с)
Наиболее ценные выдержки из статьи
читать дальшеwww.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=4906&post...
Assol
маша начала с гуаши. в восемь - десять месяцев вполне освоила свойства, в год поняла, что разный нажим кисти или разные материалы - губка, щетка, - оставляют разный эффект. стала пользоваться этим сознательно.
например, лепестки цветка.
тогда я стала учить ее рисовать пастелью - когда маша поняла, что от наклона и нажима разная линия и начала пользоваться и этим сознательно - год и четыре, я дала ей карандаши
теперь вот, в год и пять - акварель - но я вижу, что она понимает, что она делает.
в том числе и моет кисти, и вытирает, закручивая пальцами кончик.
инструменты у нее с рождения были профессиональные.
то есть я в нашем процессе точно вижу обучение.
мне не кажется это нарушением внутренней свободы, мне кажется это помощью для реализации замысла.
Лена Данилова:
Учить рисовать - это именно учить изображению каки-х-то предметов и объектов.
В Вашем случае - Маша овладевала приемами работы с материалами и инструментами.
Это не совсем обучение, как мне кажется....
Этому, как раз, надо учить. А точнее - помогать малышу овладеть инструментами и материалами, предоставив их в ассортименте
- меня в свое время папа учил тому, что прежде, чем изображать предмет, нужно уметь изобразить линию, из которой этот предмет появится...
предлагается овладеть инструментами и законами, а после того, как овладел, предлагают научиться их "нарушать"
есть закон композиции, соразмерности и т. д.
штрих, свет и тень, краска и т. д.
вот в этом и обучение рисованию.
-ТАК обучать можно!
Нельзя говорить "Вот так рисуют домик, вот так машинку... и т.д." и показывать, как именно...Остальное в комментах
@темы:
Лена Данилова,
Рисунки,
Цитаты
Вот отрывок:
"Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Многие прежде проводившиеся занятия рисованием обедняли фантазию детей, блокировали их художественную творческую силу.
Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются настоящие художники, и сами дети – когда они приподняты над рутиной.
Если идет речь о ребенке младше десяти лет – имеется в виду не возраст, а степень зрелости – то главным образом нужно заботиться о том, чтобы ему не мешали играть в его игры и осуществлять им самим задуманное. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно; в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще, хотя в этот период рисунок и живопись – его главные средства самовыражения.
Ребенка старше десяти лет уже не удовлетворяют средства, имеющиеся у него в распоряжении; ему открывается реальный мир, фантазии отступают на задний план. Приходит пора обучения форме, сами занятия должны носить характер взрыхления почвы или поддержания ее взрыхленной; главное – следить за тем, чтобы в процессе занятий не уничтожить сами всходы. Технику рисунка и живописи надо давать ребенку в точном соответствии с его запросами. Элементы, которыми оперирует ребенок на занятиях, естественно, те же, что и в «большом искусстве»: величины, соотношения величин (пропорции), ритм, свет, тень, пластика, пространство, цвет, перспектива и композиция; теперь его знакомят с каждым из этих элементов в отдельности, при этом оставляя путь к индивидуальному восприятию открытым.
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями, не следует дирижировать. Эдак можно не только закрыть себе доступ в мир идей ребенка, но и утратить возможность оценки его готовности к восприятию, его способностей, психического состояния, душевного настроя. В том случае, когда педагог обладает достаточным опытом для осуществления обратного перевода – из мира материальных следствий в мир идеальных причин (от объекта к причине), – детские рисунки предоставляют в его распоряжение как важную информацию, так и нити для руководства духовной жизнью ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок вяло и без энтузиазма отвечает на вторжение взрослых идей в его мир, не следует ему их навязывать. Знания, которые ребенок не способен воспринять, или которые даются ему в момент, когда он поглощен иными интересами, воспринимаются им как посягательство на внутренний мир; на это ребенок отвечает скукой и неадекватным поведением.
Трудности, вызванные скудостью технических средств, могут быть преодолены самим педагогом, если ему удастся установить контакт с учениками. Здесь самое трудное – начало, потом легче; однако бедность средств самовыражения – это уже нечто непреодолимое".
мне очень запала в душу фраза из Вашей книги: «так рисуют девочки-отличницы: сначала контур рисунка, потом он закрашивается» (пересказываю своими словами, надеюсь, смысл не исказила). Я представляю эти рисунки. Очень не хочется испортить свою дочку, не хочется, чтобы занятия в садике, школе помешали развить фантазию.
Последнее время часто задумываюсь, а где она граница, когда ребенку навязывают стереотипы, и он начинает отказываться от своих фантазий. И где начало этому? Сейчас я говорю о детях, которые только берут в руки кисточки, мелки, карандаши. Ассоль интересно написала, и я видела это в рисунках Маши, что надо знакомить ребенка с инструментами. А как? Например, самое простое - рисуем вместе линии, штрихи или круги, это обучение, навязывание или еще нет. Как рисовать с малышами? Надо ли показывать, что можно нарисовать эти самые круги, линии и т.д. Не все дети начинают сразу получать удовольствие от рисования без темы, или же в процессе роста ребенка интересы меняются. В такой ситуации если сказать, что мы рисуем цветочки на полянке (просто прикасаясь кисточкой к бумаге), то может появиться интерес и желание рисовать. Как понять, где граница между навязыванием и… (даже не знаю, какую фразу подобрать).
Елена Макарова
Если вы будете ходить с детьми в музей или показывать им красивые книжки, наблюдать за тем, что им нравится, а что оставляет их равнодушными, вы многое в них поймете. Соприкосновение с красотой даст им неизверимо больше в этом нежном возрасте.
Я 7 лет проработала с детьми в Израильском музее. Мои коллеги не могли детей на аркане в музей затащить - надоел он им, и справедливо. А мои дети рвались туда. Почему? Потому что я каждый раз давала им суперзадания. Например, найти во всем музее изображение человека с кружкой в руке - это же надо поискать, там такой один! Найти рельеф, на котором много-много черточек (клинопись), угадать, что там написано, найти абсолютно круглый предмет... И т.д. и т.п.
Вы себе не представляете, сколько они всего "рассмотрели"! И они до си пор любят "рассматривать", разве это не достижение, и любят искусство как загадку, как секрет, как тайну. Почему у других педагогов это не выходило? Потому что они водили их срисовывать. Мы тоже много рисовали в музее. Но опять же - со сверхзадачей - превратить картину, например, в театр, а значит -принести в класс наброски, вылепить персонажей, расставить их в соотвествии с глубиной (кто впереди, кто сзади), написать фон (задник), т.е. перевести картину из двумерного пространства в трехмерное. С точки зрения образования это дает куда больше. А художников на свете, как мы знаем, раз-два и обчелся. Стоит ли утомлять себя и детей худграмотой?
Все пробуйте на себе.
Попробуйте "выразить идею".
пальчики
карандаши
гуашь
акварель
фломастеры
пастель
мелом по доске
палочкой по песку
губкой
зубной щеткой
ватной палочкой
зубочисткой поразмазанному пластилину
печатки